Архивный отдел
Администрации Баевского района Алтайского края

Переработка описи дел и неизвестные документы

В ходе проведения сплошной проверки наличия и состояния архивных документов устанавливается фактическое наличие дел, особенности физического состояния, проводится выверка комплекта учетных документов. Казалось бы, рутинная работа, что в ней может быть интересного?

Однако и в такой работе архивистов есть свои плюсы. Например, при проверке архивного фонда Баевского районного инженера-землеустроителя выяснилось, что раздел описи № 1 за 1935-1940 годы составлен в рукописном варианте, заголовки дел изложены без конкретизации документов в них. Вернее, это уже было известно, но из-за постоянной загруженности заняться переработкой описи не было возможности. Здесь же отступать некуда – надо опись перерабатывать, т.к. в этом году нам предстоит завершить сканирование всех описей дел, с последующим размещением их на портале «Архивы Алтайского края».

Внимательное изучение землеустроительных дел, а это 71 ед.хр. за 1936-1940 годы, порадовало неожиданными находками. Надо сказать, что землеустроительные дела по закреплению земли в бессрочное пользование за сельскохозяйственными артелями сами по себе интересны для исследователей. В них содержатся списки единоличников по населенным пунктам района по состоянию на 1936 год, протоколы общих собраний колхозников, постановления Президиума РИК о закреплении земли и техническая документация. Но настоящим открытием стало то, что для оформления некоторых расчетов землеустроители использовали черновики, в качестве которых выступали прошения (подписки) крестьян о выделении земельных наделов в начале XX века.

Вот одно из них - прошение составлено от имени «запасного младшего фейерверкера Саратовской губернии Балашовского уезда Свинухинской волости того же села, ныне проживающего в дер. Паклиной Тимофея Алексеевича Горскова». Приведем документ полностью, сохранив стилистику автора:

«Его Высокоблагородию Председателю земли устроительной (так в тексте) комиссии.

Осмеливаюсь доложить Вашему Высокоблагородию, что я пришел в дер. Паклину 1907 года в марте месяце … и обзавелся домашней живностью… сеял на своих лошадях, чего могут подтвердить крестьяне деревни Паклиной Федор Степанович Николаев. Я у него купил лошадь и овса для семян и Григорий Андреевич Клыков, у него купил пшеницы 10 пудов для посеву. При том я имел счастье быть около двух годов в русско-японской войне, во время двухлетнего периода на русско-японской войне я лишился настоящего здоровья, а также имущество мое пришло в сильный упадок и я едва мог придти в означенную деревню Паклино и поэтому я дальше в другие деревни двигаться не имел сил. Ввиду сего вышеизложенного покорно прошу Ваше Высокоблагородие не оставить моей просьбы о зачислении меня в постоянное жительство дер. Паклиной и также наделить меня земельным наделом на одну душу. К сему прошению своеручно расписуюсь Тимофей Алексеевич Горсков 1908 года декабря 3-го дня».

Есть подписка, составленная по просьбе неграмотного крестьянина Ивана Наумовича Кринишного, выходца из селения Лобино Карасукской волости Барнаульского уезда Томской губернии, постоянно проживавшего в селении Прослауха Нижнекулундинской волости Барнаульского уезда Томской губернии, о причислении к обществу названного селения с семьей в числе 5 душ мужского пола и наделении землей по закону 31 мая 1899 года. Данная подписка была оформлена на типографском бланке, где от руки внесены лишь  конкретные данные крестьянина. Следовательно, подавались такие прошения не от случая к случаю, а регулярно.

Прошения заверены печатью сельского старосты, который эти прошения и подписки «отбирал» (мы бы сейчас сказали «принимал»). Так подписку неграмотного крестьянина Терентия Ивановича Быкова, желавшего получить надел земли в селении Плотава и причислиться к обществу Плотавы, отбирал Плотавский сельский староста Устьянцев. А текст подписки «по безграмотству и личной просьбе» составил Леонтий Суходольский.

Вот так, совершенно неожиданно, вдруг приоткроется новое неизведанное из прошлого, даже когда просто проверяешь, все ли дела на месте.